Аранжировка за полчаса. Играем на компьютерной клавиатуре под автоаккомпанемент Назначение элементов управления Roland A73

В последней доле установим так называемую альтернативную ноту (alternate note) - выделим долю и нажмем кнопку Alt. (или клавишу F5) для открытия диалогового окна (рис. 14).

Сделанные настройки означают, что в данном паттерне обычный закрытый хет используется в 50 процентах случаев, а в других 50 процентах будет использоваться открытый хет (инструмент номер 4) с динамикой 90. Это удобная функция, позволяющая разнообразить звучание. После установки альтернативной ноты данная доля будет окаймлена красным.

Теперь проиграем полученный паттерн, и если он звучит так, как нужно, нажмем кнопку Exit (или клавишу F10) для завершения редактирования. При этом откроется окно Drum Pattern Options (рис. 15), в котором можно установить опции паттерна. Нажмем OK, согласившись со значениями, установленными по умолчанию: средняя частота использования (вес 5) и любой такт (0 в параметре Playback Bar Mask).

Теперь в первом поле строки паттернов субстиля A появилась цифра 5, означающая, что здесь записан паттерн с таким относительным весом. Второй паттерн сделаем похожим на первый, но с одним отличием - ударом по тарелке крэш на первой доле. Для этого выделим первый паттерн и скопируем его в буфер, затем установим курсор на второе поле этой же строки и вставим скопированное. Во втором поле должна появиться цифра 5. Перейдем в редактор паттерна и добавим тарелку на первой доле. Прослушаем паттерн, и при выходе установим следующие опции: Weight = 9, Playback Bar Mask = post fill (рис. 16). Таким обрезом, этот паттерн всегда ("вес" 9) будет проигрываться в начале новой части ("post fill" означает "после брейка", а брейк играется перед новой частью).

Теперь у нас есть два паттерна ударных субстиля A (рис. 17).

Приступим к созданию паттернов субстиля B. В основном, они будут похожи на имеющиеся, но вместо хета используем тарелку райд. Кроме того, установим альтернативные ноты на второй, шестой и двенадцатой долях.

На двенадцатой доле применим тот же прием, что и для паттерна в субстиле A - в 50 процентах случаев будет играть открытый хет. На шестой доле тарелка будет играть тридцать вторыми - отметим опцию Double note (32nd note), а на второй доле (рис. 18) - тоже, только без первой ноты (опция Omit first note).

Теперь сделаем брейк (drum fills) - скопируем в эту строку первый паттерн субстиля A и немного отредактируем его, добавив пару ударов малого барабана в последние доли.

Заканчивая работу над ударными инструментами, запишем двухтактовую коду (end drums). Скопируем первый паттерн субстиля A в эту строку два раза, первый оставим без изменений, а второй отредактируем так, чтобы он заканчивался на третьей четверти ударом по тарелке крэш.

Не буду приводить примеры вышеуказанных паттернов, так как вы все сможете услышать полностью в файле casmmel_final. mid.

Теперь приступим к партии баса. Надо сразу отметить, что создание паттернов для остальных инструментов принципиально отличается от создания паттернов ударных. Бас, пиано, гитара и скрипки записываются в реальном времени с MIDI-клавиатуры или можно импортировать паттерны этих инструментов из других стилей, как в нашем случае мы поступим со скрипками. Впрочем, есть и еще один вариант: записать пустой паттерн и "нарисовать" партию в нотном редакторе.

Выберем партию баса в окне StyleMaker (рис. 19). Здесь мы видим пустые пока строки паттернов субстилей A и B разной продолжительности (от двух тактов - 8 beat, до одной четверти - 1 beat), а также двухтактовой коды (ending).

Выберем первый паттерн верхней строки и нажмем кнопку Rec. Прослушав два такта отчета, запишем басовый паттерн. Авторы программы рекомендуют записывать паттерн так, как будто это была бы двухтактовая партия баса, основанная на С7 - До септаккорде.

Если при записи паттерна возникают проблемы, связанные с недостатком опыта, то авторы программы рекомендуют послушать паттерны родственного стиля (например, в данном случае, Bluhill. sty). Вообще хотелось бы отметить, что большая ценность программы Band-in-a-Box состоит в том, что партии в стилях, генерируемые соло и многие другие элементы проработаны очень тщательно и могут служить хорошим примером для изучения.

Вернемся к партии баса. После записи паттерна открывается диалоговое окно с опциями, показанное на рисунке 20. Здесь определяются условия использования данного паттерна в аранжировке. Подробно описывать все имеющиеся опции не буду, а предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с ними при создании собственного стиля. Например, попробуйте использовать опцию Interval To Next - она весьма удобна для описания "переходов" в партии баса, когда имеет значение, как бас должен "подойти" к базовой ноте следующего аккорда.

Записанный паттерн баса показан в нотном виде на рисунке 21. Чтобы открыть окно нотации, можно в окне StyleMaker нажать кнопку с изображением ноты, либо в меню Pattern выбрать пункт Edit Pattern (Notation), либо нажать клавиши Ctrl + W.

Как я уже упоминал, в программе вместо размера 12/8 используются 4/4 триолями. Должен отметить, что есть некоторые неточности в изображении партии баса - в первом такте и в первой половине второго должны быть не чистые восьмые, а триоли. Это, пожалуй, следует отнести к недостаткам функции нотации в программе. Однако в целом басовая партия в данном паттерне понятна.

Предположим, что мы записали все басовые паттерны для нашего стиля. Переходим к партии фортепиано. По замыслу оно будет, скорее, обозначать гармонию, то есть играть или аккорды, удерживаемые на протяжении всего такта, или несложные арпеджио. Фортепианные паттерны будут одинаковыми для обоих субстилей, так что мы будем записывать только субстиль A. Выберем Piano в окне StyleMaker (внешне эта часть выглядит так же, как и басовая) и запишем первый паттерн (рис. 22).

После записи появится окно опций (рис. 23) - оставим все "по умолчанию", за исключением опции Voice Leading, для которой выберем параметр Smooth. Это приведет к более "гладкой" смене аккордов: например, если после аккорда C7 (ноты C, E, G и Bb) будет идти аккорд F7 (F, A, C, Eb), то он будет взят в виде обращения (C, А, Eb и F). Все опции подробно описывать не буду, остановлюсь только на использовании "макронот" (Macro Notes).

Roland A73 Piano Station позиционируется как отличный творческий подарок для музыкальных детей, но не будет скучно и взрослым. Программа имеет простую функциональность и понятный интерфейс, а её последняя версия является бесплатной.

Roland A73 можно загрузить с официального сайта . Программа не имеет встроенного синтезатора и для качественного воспроизведения MIDI воспользуемся программным волновым столом Yamaha S-YXG50, если он ещё не установлен. При необходимости для уменьшения времени задержки между нажатием на клавишу и появлением звука можно установить драйвер ASIO4ALL.

Настройка Roland A73 Piano Station стандартна. Выбираем команду меню Options|More Options... и в появившемся диалоге в списке Midi device указываем нужное устройство для воспроизведения MIDI.

Интерфейс программы выполнен в виде синтезатора и показан на рис.1. На первый взгляд всё красиво и удобно.

Рис. 1. Интерфейс программы Roland A73 Piano Station

Панель управления разделена на три части: MASTER, ABC и BASE. Назначение элементов управление рассматривается далее, а сейчас попытаемся что-нибудь сыграть на компьютерной клавиатуре.

Пример 1. Попурри (Roland A73)

Неплохо! Послушаем, что на это может ответить One Man Band.

Пример 2. Попурри (One Man Band)

Какой вариант звучания вам понравился больше? Однозначно дать ответ сложно. Что-то лучше в Roland A73, что-то в One Man Band, но на мой слух больше "качает" первый пример. В нём нет ни сбивок, ни арпеджиатора, ни плотности звуков, как во втором, но есть несколько нот, которые благодаря прозрачному звучанию сразу цепляют и создают атмосферу. Скажем так, пример 1 хочется слушать, а под пример 2 - танцевать.

В обоих случаях в качестве устройства воспроизведения использовался Yamaha S-YXG50, а стили и настройки выбраны по умолчанию. Звучание голосов в Roland A73 интереснее и прозрачнее. Это говорит о более качественной "заводской" настройке. А вот реализация автоаккомпанемента в One Man Band выигрывает у оппонента по всем статьям. Если в Roland A73 доступна только одна вариация стиля и играй, как хочешь, то у OMB есть возможность использования по 4 вариации вступления, основной части, окончания и сбивки!

Что касается удобства живой игры, то Roland A73 опять проигрывает. Возможности нескольких "горячих" клавиш меркнут в сравнении с полностью конфигурироемой раскладкой в One Man Band. Некоторые функции в Roland A73 можно вызвать только с использованием мыши, что также не добавляет удобства.

А вот выбор голосов нагляднее в Roland A73. Кстати, организация выбора голосов является одним из признаков класса аппаратного синтезатора. В любительских моделях выбор голосов происходит из общего набора по номерам, а в моделях более высокого класса - по категориям и банкам.

Если присмотреться к видеоряду, то можно увидеть разницу в технике игры на клавиатуре. Техника игры на компьютерной клавиатуре - красиво сказал! Это происходит из-за различия в раскладке клавиш и того, что в Roland A73 левая рука играет на нижних кнопках клавиатуры, а правая рука - на верхних, тогда как в One Man Band всё происходит наоборот. Когда кисти рук не перекрывают друг друга, то большой разницы не чувствуешь, а при перекрытии удобнее играть в One Man Band, когда правая рука находится под левой. При импровизации под автоаккомпанемент действия происходят в таком порядке: сначала задаём левой рукой гармонию после чего играем под неё мелодию. Если кисть правой руки находится над левой, то она закрывает клавишу, которую нужно нажать левой рукой. Приходится убирать правою руку, что бы её увидеть и затем быстро позиционировать обратно. Это лишнее движение. Если же правая рука играет ниже, то при перекрытии рук левую можно немного развернуть так, чтобы видеть и аккордовую клавишу, и клавиши, для игры мелодии. В этом случае правой рукой не нужно совершать лишние движения и, соответственно, вероятность появления ошибки при игре меньше.

Из сказанного выше возникает предположение о том, что прозрачность звучания Roland A73 хороша в медленных композициях с протяжными звуками, которые позволяют услышать нюансы и эффекты, погрузиться в их атмосферу. Так оно и есть.

Пример 3. Импровизация "Зима" в стиле Ballad (Roland A73)

При игре ноты "Ы" возник эффект запаздывания автоаккомпанемента: клавиша нажата, а гармония (аккорд) не изменился. Для компенсации данной задержке нужно на мгновение раньше нажимать аккордовую кнопку, чтобы автоаккомпанемент вовремя "зацепил её". Но при слишком раннем нажатии может получиться так, что гармония сменится раньше, чем нужно.

В Roland A73 используется свой формат для записи и чтения данных, c MIDI-файлами не работает, а количество стилей ограничено заданными по умолчанию. Но что-то интересное можно найти и в них.

Пример 4. Стиль Airy Rock (Roland A73)

Roland A73 - это игрушка, как и заявляют её создатели. Но это игрушка из тех, которые вызывают положительные эмоции и воспоминания о том, как с чего-то подобного начинал осваивать игру на синтезаторе и сам.

Назначение элементов управления Roland A73

В области MASTER расположены основные элементы управления:

  • ползунки управления громкостью:
    • Master - общей
    • Lead - мелодии
    • Bass - автоаккомпанемента
    • Rhythm - ударных
  • Record - кнопка включения/выключения записи
  • Play - кнопка воспроизведения/остановки записи
  • Mute - кнопка выключения/включения звука

Под вкладками находится экран, на котором отображается номер и название голоса, кнопка выключения голоса (используется для наложения голосов для получения комплексного звучания) и кнопка вызова дополнительных настроек.

Выбор голоса производится из списка, который появляется при щелчке на области названия голоса в экране. Для вызова дополнительных настроек щелкните на стрелку в левой части экрана - в средней части появятся панель с настройками:

  • Volume - громкость
  • Panorama - панорама
  • Transpose - транспонирование (изменение строя на заданное количество полутонов):
    • < и > - изменение строя на один полутон
    • << и >> - изменение строя на октаву (12 полутонов)

Под экраном расположена группа кнопок для выбора голоса, которые распределены по категориям, имеющим сокращенное буквенное обозначение и банкам, номера которых находятся в нижнем ряду. Для выбора голоса нужно указать категорию и номер банка.

Внизу панели расположены кнопки включения арпеджиатора (Arp), включения режима воспроизведения арпеджио при отпущенной клавише (Hold) и выбора шаблона арпеджио (Pattern). Арпеджио можно назначать независимо друг от друга на голоса A, B и C, например, можно арпеджио назначить только голосу C или каждому голосу назначить свой вариант арпеджио.

В области BASE расположены элементы управления автоаккомпанементом:

    • Экран с отображением названия стиля и темпа его воспроизведения
    • кнопки Style, < и > для отображения списка стилей, перехода на предыдущий и следующий стиль
    • Rhythm - кнопка включения/выключения ритма
    • Bass - кнопка включения/выключения автоаккомпанемента
    • Key Start - кнопки включения синхростарта при котором воспроизведение ритма или автоаккомпанемента начнётся вместе с первым касанием клавиши
    • Tempo - ползунок изменения темпа
    • Shuffle - ползунок изменения величины смещения ритма к триольному размеру для получения большей подвижности в звучании. В нижнем положении смещения нет, в результате чего общее звучание ритма и автоаккомпанемента воспринимается как слишком точное и механическое, как будто играет автомат или робот. Смещение используется для уменьшения этого эффекта и/или получения большего "качания" звука.
    • Default - кнопа сброса положения ползунков в значения по умолчанию

Когда мы сочиняем музыку, нам сильно помогает муза и аккомпанемент. Для аккомпанемента можно позвать друзей-музыкантов, включить "минусовку" на петлю, использовать синтезатор с компьютером. Но, как правило, муза нас посещает внезапно ("как стукнуло"), музыканты "кто-где", на синтезатор пока денег не хватает, а "минусовка" уже известных хитов. Муза ждать не будет. Давайте знакомиться - бесплатная программа для аккомпанемента ChordPulse Lite! Работает просто - покажи её аккорды, задай стиль музыки и темп. Утилита будет аккомпанировать столько, сколько Вам нужно. Можно и мелодию сочинить на любимом музыкальном инструменте и соло отточить и песню попеть-поорать вдоволь и от души.

ChordPulse Lite программа для музыкантов

С момента запуска программы-аккомпанементатора уже менее через минуту можно задать простейшую петлю с гармонией, стилем и темпом. Интерфейс программы ChordPulse Lite удобный и простой. Управление в программе осуществляется мышью. Пользователь выстраивает аккорды в горизонтальную линию, указывая визуально длину звучания каждого аккорда. ChordPulse Lite не претендует на профессиональный инструмент для аккомпанемента, но элементарную теорию музыки программа знает хорошо и гармонию воспроизведет без ошибок. Можно использовать как простые аккорды, так и с уменьшенными и увеличенными ступенями. ChordPulse Lite знает основные музыкальные стили, например рок-н-ролл, регги, босса нова, вальс, джазовые баллады и другие вкусные музыкальные направления (всего 24 штуки). С программой ChordPulse Lite Вам составят аккомпанемент ударные, бас и фортепиано. Громкость каждого инструмента можно изменить виртуальным регулятором. Также движком изменяется темп. Построенную гармонию можно легко транспонировать в другую тональность. Ну что, поехали? Раз-два, раз-два-три-четыре...

Скриншоты программы ChordPulse Lite


В последней доле установим так называемую альтернативную ноту (alternate note) - выделим долю и нажмем кнопку Alt. (или клавишу F5) для открытия диалогового окна (рис. 14). Сделанные настройки означают, что в данном паттерне обычный закрытый хет используется в 50 процентах случаев, а в других 50 процентах будет использоваться открытый хет (инструмент номер 4) с динамикой 90. Это удобная функция, позволяющая разнообразить звучание. После установки альтернативной ноты данная доля будет окаймлена красным. Теперь проиграем полученный паттерн, и если он звучит так, как нужно, нажмем кнопку Exit (или клавишу F10) для завершения редактирования. При этом откроется окно Drum Pattern Options (рис. 15), в котором можно установить опции паттерна. Нажмем OK, согласившись со значениями, установленными по умолчанию: средняя частота использования (вес 5) и любой такт (0 в параметре Playback Bar Mask). Теперь в первом поле строки паттернов субстиля A появилась цифра 5, означающая, что здесь записан паттерн с таким относительным весом. Второй паттерн сделаем похожим на первый, но с одним отличием - ударом по тарелке крэш на первой доле. Для этого выделим первый паттерн и скопируем его в буфер, затем установим курсор на второе поле этой же строки и вставим скопированное. Во втором поле должна появиться цифра 5. Перейдем в редактор паттерна и добавим тарелку на первой доле. Прослушаем паттерн, и при выходе установим следующие опции: Weight = 9, Playback Bar Mask = post fill (рис. 16). Таким обрезом, этот паттерн всегда ("вес" 9) будет проигрываться в начале новой части ("post fill" означает "после брейка", а брейк играется перед новой частью). Теперь у нас есть два паттерна ударных субстиля A (рис. 17). Приступим к созданию паттернов субстиля B. В основном, они будут похожи на имеющиеся, но вместо хета используем тарелку райд. Кроме того, установим альтернативные ноты на второй, шестой и двенадцатой долях. На двенадцатой доле применим тот же прием, что и для паттерна в субстиле A - в 50 процентах случаев будет играть открытый хет. На шестой доле тарелка будет играть тридцать вторыми - отметим опцию Double note (32nd note), а на второй доле (рис. 18) - тоже, только без первой ноты (опция Omit first note). Теперь сделаем брейк (drum fills) - скопируем в эту строку первый паттерн субстиля A и немного отредактируем его, добавив пару ударов малого барабана в последние доли. Заканчивая работу над ударными инструментами, запишем двухтактовую коду (end drums). Скопируем первый паттерн субстиля A в эту строку два раза, первый оставим без изменений, а второй отредактируем так, чтобы он заканчивался на третьей четверти ударом по тарелке крэш. Не буду приводить примеры вышеуказанных паттернов, так как вы все сможете услышать полностью в файле casmmel_final.mid. Теперь приступим к партии баса. Надо сразу отметить, что создание паттернов для остальных инструментов принципиально отличается от создания паттернов ударных. Бас, пиано, гитара и скрипки записываются в реальном времени с MIDI-клавиатуры или можно импортировать паттерны этих инструментов из других стилей, как в нашем случае мы поступим со скрипками. Впрочем, есть и еще один вариант: записать пустой паттерн и "нарисовать" партию в нотном редакторе. Выберем партию баса в окне StyleMaker (рис. 19). Здесь мы видим пустые пока строки паттернов субстилей A и B разной продолжительности (от двух тактов - 8 beat, до одной четверти - 1 beat), а также двухтактовой коды (ending). Выберем первый паттерн верхней строки и нажмем кнопку Rec. Прослушав два такта отчета, запишем басовый паттерн. Авторы программы рекомендуют записывать паттерн так, как будто это была бы двухтактовая партия баса, основанная на С7 - До септаккорде. Если при записи паттерна возникают проблемы, связанные с недостатком опыта, то авторы программы рекомендуют послушать паттерны родственного стиля (например, в данном случае, Bluhill.sty). Вообще хотелось бы отметить, что большая ценность программы Band-in-a-Box состоит в том, что партии в стилях, генерируемые соло и многие другие элементы проработаны очень тщательно и могут служить хорошим примером для изучения. Вернемся к партии баса. После записи паттерна открывается диалоговое окно с опциями, показанное на рисунке 20. Здесь определяются условия использования данного паттерна в аранжировке. Подробно описывать все имеющиеся опции не буду, а предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с ними при создании собственного стиля. Например, попробуйте использовать опцию Interval To Next - она весьма удобна для описания "переходов" в партии баса, когда имеет значение, как бас должен "подойти" к базовой ноте следующего аккорда. Записанный паттерн баса показан в нотном виде на рисунке 21. Чтобы открыть окно нотации, можно в окне StyleMaker нажать кнопку с изображением ноты, либо в меню Pattern выбрать пункт Edit Pattern (Notation), либо нажать клавиши Ctrl + W. Как я уже упоминал, в программе вместо размера 12/8 используются 4/4 триолями. Должен отметить, что есть некоторые неточности в изображении партии баса - в первом такте и в первой половине второго должны быть не чистые восьмые, а триоли. Это, пожалуй, следует отнести к недостаткам функции нотации в программе. Однако в целом басовая партия в данном паттерне понятна. Предположим, что мы записали все басовые паттерны для нашего стиля. Переходим к партии фортепиано. По замыслу оно будет, скорее, обозначать гармонию, то есть играть или аккорды, удерживаемые на протяжении всего такта, или несложные арпеджио. Фортепианные паттерны будут одинаковыми для обоих субстилей, так что мы будем записывать только субстиль A. Выберем Piano в окне StyleMaker (внешне эта часть выглядит так же, как и басовая) и запишем первый паттерн (рис. 22). После записи появится окно опций (рис. 23) - оставим все "по умолчанию", за исключением опции Voice Leading, для которой выберем параметр Smooth. Это приведет к более "гладкой" смене аккордов: например, если после аккорда C7 (ноты C, E, G и Bb) будет идти аккорд F7 (F, A, C, Eb), то он будет взят в виде обращения (C, А, Eb и F). Все опции подробно описывать не буду, остановлюсь только на использовании "макронот" (Macro Notes).

→ Аранжировка за полчаса

Аранжировка за полчаса

Юрий Петелин

Прошли те времена, когда можно было привлечь к себе внимание издателя грампластинок, руководителя оркестра или организатора концертов, просто наиграв на пианино сочиненную вами мелодию. Будь вы дважды выпускник консерватории, трижды гений, а ваша мелодия четырежды восхитительной, представитель современного поколения продюсеров вряд ли станет с вами разговаривать без демозаписи. Значит, нужно искать аранжировщика, исполнителей, студию. А точнее, нужно искать деньги, чтобы оплатить этот джентльменский набор. Но можно поступить и проще - воспользоваться самым обыкновенным компьютером, тем, который в повседневной жизни уже давно выполняет обязанности безотказного партнера по играм да персональной пишущей машинки. Ну и, конечно, под стать ему придется подобрать программу-музыкальный редактор, не требующую серьезных вычислительных ресурсов, несложную в обращении и умеющую выполнять автоматическую аранжировку. Такому словесному портрету соответствуют программы Evolution Sound Studio Pro II и Yamaha XGworks. О них-то я и расскажу в этой и следующей статьях.

Вообще-то о программах-аранжировщиках я уже неоднократно писал, например, в статьях " Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок " и " Попс-конструкторы ". Но тема неисчерпаема. К сожалению, идеальных программ нет, например, Band-in-a-Box сложна и неудобна в работе, а Yamaha Visual Arranger создана очень давно и не обновляется. Кроме того, что бы там не заявляли их разработчики, но обе эти программы построены так, что на практике обеспечивают формирование лишь заготовки музыкальной композиции, которая требует дальнейшей доработки в какой-либо универсальной виртуальной студии. Да еще и с созданием-редактированием новых стилей проблема. В Band-in-a-Box встроен редактор стилей, но он очень и очень ненагляден, можно сказать, заумен. У Yamaha Visual Arranger нет собственного редактора стилей, и приходится пользоваться сторонними программами. Поэтому неудивительно, что и разработчик и пользователь ищет (каждый по-своему) новые приспособления для удобной и эффективной аранжировки композиций в ситуациях, когда речь идет об известных музыкальных стилях.

Эволюция аранжировки

Evolution Sound Studio Pro II представляет собой относительно несложный аудио-MIDI-редактор с функциями автоаранжировки и автоаккомпанемента. Программа была разработана компанией Evolution Electronics Ltd. Правда, если вы попытаетесь отправиться на указанный в сведениях о программе Sound Studio Pro II сайт http://www.evolution.co.uk , то ваш запрос будет переадресован на сайт фирмы M-Audio (http://www.m-audio.com). По всей видимости, это означает, что одна компания поглотила другую. В перечне продуктов M-Audio вы не найдете программу Evolution Sound Studio Pro II, имеются лишь MIDI-клавиатуры, в названии которых присутствует слово "Evolution". Но если хорошенько "покопаться" в Интернете, то можно обнаружить адреса российских магазинов, торгующих MIDI-клавиатурами Evolution из старых запасов. Они комплектуются несколькими программами, среди которых есть и Evolution Sound Studio Pro II. Ну и, конечно, в Интернете вы без труда найдете пиратский вариант Evolution Sound Studio Pro II вместе с необходимым ключом. Пожалуй, в данном случае угрызения совести никого не должны мучить: вряд ли следует считать грехом бесплатное пользование снятой с производства программой, которую создала фирма, прекратившая свое существование. Это ведь все равно, что, отремонтировав, смотреть телевизор, выброшенный на свалку прежним хозяином и подобранный вами.

Что же хорошего имеется в этой программе?

С одной стороны, Evolution Sound Studio Pro II фактически является виртуальной студией, подобной Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR: с ее помощью можно записывать и редактировать до 1000 MIDI- и до 25 аудио-треков; применять VST-плагины (эффекты и инструменты); микшировать треки проекта и сводить их в стереотрек; автоматизировать управление микшером, просматривать видеофайлы и синхронизировать звуковое сопровождение с видеорядом, управлять темпом композиции. В программе предусмотрены все традиционные способы отображения музыкальной информации: в виде треков, нот, отпечатков клавиш, MIDI-сообщений и сигналограмм звуковых колебаний. Так что, если вы уже умеете работать в одной из виртуальных студий, то Evolution Sound Studio Pro II будет для вас дружественной средой.

Рис. 1. Отпечатки клавиш, ноты, треки - все знакомо и привычно

С другой стороны, в Evolution Sound Studio Pro II встроена функция автоаранжировки. Ее никогда не было в SONAR (вообще говоря, непонятно, почему). В ранних версиях Cubase нечто подобное по назначению имелось, но реализовано это "нечто" было настолько невнятно, что в дальнейшем разработчики от него отказались.

Как работать с автоаранжировщиком в Evolution Sound Studio Pro II? Делается это довольно просто, поэтому мои пояснения не займут много места.

Кроме аудио- и MIDI-треков в проекте может присутствовать специальный трек, который называется Chord Track . Если в окне Track вы не видите такого трека, то его нужно создать. Для этого командой главного меню View > Instant Chord Track откройте одноименное окно. В нем следует выбрать соответствующий вашему замыслу музыкальный стиль, указать длительность трека, а также определить одну из трех последовательностей аккордов, типичных для выбранного стиля. После нажатия кнопки Create Chord Track в окне треков появится аккордовый трек.

Одновременно над созданным треком появятся инструменты редактирования стиля и аккордов. Нажатием кнопки Style открывается окно загрузки одного из поставляемых вместе с программой файлов стандартных стилей. Стиль назначается для всего проекта в целом. Невозможно сделать так, чтобы одна часть композиции была аранжирована в одном стиле, а другая - в другом. Это явный недостаток программы. Каждый стиль включает в себя 10 компонентов-подстилей: вступление, окончание, 4 вариации основной части композиции (например, куплета или припева) и 4 перехода между частями. На Chord Track в правой секции вы увидите клипы (части трека). В заголовке каждого клипа указаны самые важные сведения: аккорд, которым клип обыгрывается, и функция части (Intro - вступление, Variation - основная часть, Fill - переход, Outro - окончание).


Рис. 2. Три-четыре щелчка - и аккордовый трек создан

Компоненты стиля вы можете комбинировать, как угодно (вплоть до того, что меняйте местами вступление и окончание, если, конечно, найдете в подобной операции рациональное зерно). Протяженность каждого из клипов может составлять от доли такта до многих тактов. Чтобы для выделенного клипа выбрать подстиль, нажмите кнопку Section .

Кнопками группы Chord выбирают тонику аккорда и его тип. Доступны аккорды пятнадцати типов. Это меньше, чем в Yamaha Visual Arranger, но вполне достаточно для того, чтобы разнообразить гармонию аранжировки.

Клипы можно вставлять и удалять, а их длительность можно изменять с помощью сменных инструментов. Необходимый инструмент выбирают на панели, которая открывается щелчком правой кнопкой мыши на клипе.

Подобрав из числа готовых подходящий стиль и записав на Chord Track необходимую последовательность аккордов, вы тем самым создадите основу аранжировки - аккомпанемент, соответствующий одному из заготовленных стилей. Теперь его можно модернизировать с тем, чтобы придать композиции неповторимое и оригинальное звучание. Для этого предусмотрено несколько возможностей. Во-первых, аккомпанемент можно упростить, исключив из него партии одного или нескольких инструментов кнопками, расположенными над клипами (Acc1 - Acc5 , Bass , Drums ). Во-вторых, к имеющимся в стандартном стиле партиям можно дописать свои собственные партии (как аккомпанирующих, так и солирующих инструментов). Делается это "вручную" на MIDI-треках, имеющихся в проекте (вне треков стиля). Как вариант, на аудиотреки проекта можно записать партии в исполнении "живых" инструментов, а также вставить подходящие сэмплы, либо взятые из различных библиотек, либо созданные самостоятельно с помощью звукового редактора. А в-третьих, можно отредактировать собственно стандартный стиль. Это отдельная история. Подробно на ней я останавливаться не буду, а расскажу лишь о самом существенном.

Чтобы получить доступ к редактированию стиля, воспользуйтесь командой главного меню Style Editor > Style Editor On/Off . В результате окно Track станет отображать не только треки проекта, но и треки, из которых состоит стиль (рис. 3).


Рис. 3. Чтобы создать аранжировку в таком стиле "по ноткам", пришлось бы изрядно помучиться

На верхнем треке отображаются аккорды, на следующем - структура стиля. Ниже на отдельных треках отображаются партии всех инструментов, задействованных в аранжировке. Каждую партию можно модернизировать либо в нотном редакторе, либо в редакторе отпечатков клавиш. Отредактированный стиль можно сохранить в файле стиля, воспользовавшись командой главного меню File > Save As .

Разработчики программы допускают вероятность того, что найдутся пользователи, не желающие ограничивать себя возможностями Evolution Sound Studio Pro II и намеренные после создания основы MIDI-аранжировки продолжить ее обработку в каком либо другом MIDI-редакторе. На этот случай предусмотрено преобразование данных, ассоциированных с Chord Track, в MIDI-сообщения, "разложенные" на несколько MIDI-треков. А далее проект, видоизмененный таким путем, сохраняется в стандартном MIDI-файле.

Все, о чем я уже рассказал, относится к функции автоматизации аранжировки: на треках проекта записываете свою мелодию, задаете известную вам последовательность аккордов, выбираете стиль. Все это вы делаете, не спеша, примерно минут за 20 - 30. Потом включаете воспроизведение, и ваша мелодия звучит в сопровождении оркестра, играющего в заданном стиле.

Виртуальная самоиграйка

Однако кроме автоаранжировки программа Evolution Sound Studio Pro II способна обеспечить еще и автоаккомпанемент. Подобной возможностью обладают многие клавишные синтезаторы-"самоиграйки". В отличие от автоаранжировки автоаккомпанемент действует в реальном времени. Заранее выбирается лишь стиль (да и то его можно оперативно сменить). Клавиатура инструмента функционально разделена на две части. Клавиши левой части служат для выбора аккорда, а правой - для исполнения мелодии. Как только вы прикоснетесь к клавише в левой области клавиатуры, начнется воспроизведение аккомпанемента. Вам остается только вовремя играть правой рукой мелодию, а левой - выбирать очередной необходимый аккорд. В общем, сам себе и солист, и оркестр "в одном флаконе". Подчеркну: функция автоаккомпанемента присуща синтезаторам, а не MIDI-клавиатурам. Так вот, Evolution Sound Studio Pro II превращает вашу MIDI-клавиатуру в "самоиграйку", но не аппаратную, а программную. Хотя, какая вам разница?

Для того чтобы подобное чудо свершилось, нужно, конечно, обладать MIDI-клавиатурой, подключенной к компьютеру посредством MIDI-интерфейса. Если с этим все в порядке, то остается лишь выбрать в главном меню Evolution Sound Studio Pro II команду View > Keyboard . Откроется окно виртуальной клавиатуры, внешне напоминающей одну из реальных клавиатур Evolution (рис. 4).


Рис. 4. Виртуальная "самоиграйка"

Чтобы активизировать управление программой с этой клавиатуры, нужно нажать на ней кнопку On. В результате этого в окне Track программы сразу же появятся два трека: знакомый вам трек аккордов и трек мелодии. На них, в принципе, можно записать в реальном времени то, что вы будете наигрывать. Можно щелкать мышью по клавишам виртуальной клавиатуры, а можно и нажимать пальцами на клавиши MIDI-клавиатуры, подключенной к компьютеру и программе. Результат будет одинаков. Но, конечно, на настоящей клавиатуре играть удобнее и интереснее.

Кнопками, расположенными на виртуальной клавиатуре, можно мгновенно переходить к одному из двадцати заранее выбранных стилей, оперативно менять подстиль, выбирать голос (MIDI-инструмент), исполняющий мелодию.

Для начинающих исполнителей очень важно, что виртуальная клавиатура "понимает" упрощенный способ взятия аккордов, который не совсем точно принято называть "однопальцевым". На самом деле нажатием на единственную клавишу можно извлечь лишь мажорный аккорд. А минорный аккорд и септаккорд извлекаются двумя пальцами. В общем, как в обычных "самоиграйках".

Думаю и не могу понять причину, по которой новые хозяева клавиатур Evolution не стали поддерживать Sound Studio Pro хотя бы под другим именем. В принципе, программа очень полезна, сочетает в себе все самые необходимые свойства музыкальной рабочей станции, имеет наглядный и понятный графический интерфейс. Набор стандартных стилей достаточен для начинающего компьютерного музыканта, а аранжировки звучат прилично. В голову приходит только одно объяснение: у программы имеется какой-то изъян, возможно, скрытый, но не исключено, что и явный. С одной проблемой я успел столкнуться в процессе изучения программы при подготовке статьи. Из трех компьютеров, на которых я пытался установить программу, ее "воспринял" лишь один. На двух других машинах приложение Sound Studio Pro либо поминутно зависало, либо вообще не запускалось. Удивительно, что программа успешно работала как раз на самом "слабом" компьютере. Объяснение я вижу только в том, что Sound Studio Pro не очень дружит с VST-плагинами. "Висла" она именно на тех компьютерах, где установлены сотни VST-плагинов, и функционировала без нареканий в той среде, где этих виртуальных эффектов и инструментов было, от силы, штук пять.

В заключение статьи остается лишь напомнить, что на сайте http://сайт поддерживается форум, посвященный обсуждению вопросов, связанных с применением автоаранжировщиков.